Доклад председателя Комитета по здравоохранению Вылегжанина С.В. на итоговой коллегии Комитета 22.03.2016 г.«Итоги деятельности отрасли здравоохранения Ленинградской области в 2015 году и задачи на 2016 год»

Доклад председателя Комитета по здравоохранению Вылегжанина С.В. на итоговой коллегии Комитета 22.03.2016 г.

 

«Итоги деятельности отрасли здравоохранения Ленинградской области в 2015 году и задачи на 2016 год»

 

Несмотря общие трудности экономики, здравоохранение Ленинградской области в 2015 году работало в условиях стабильной социально-экономической ситуации, в условиях повышения уровня финансирования и развития всех ресурсов отрасли.

Расходы консолидированного бюджета Ленинградской области на здравоохранение за счет бюджетов всех уровней и средств ОМС  в 2015 году выросли на 16% и составили  более 25,5 млрд. руб. (2014 г. – 22,0 млрд. руб. – рост 16%).

Структура расходов выглядит следующим образом: средства областного бюджета Ленинградской области составляют 54,9% от общей суммы средств, средства обязательного медицинского страхования – 29,1%, средства федерального бюджета – 11,1%, платные услуги - 4,9%.

 

На финансовое обеспечение Территориальной программы государственных гарантий бесплатного  оказания гражданам медицинской помощи в Ленинградской области в 2015 году направлено 20,3 млрд. руб. (около 80%  бюджета отрасли).

По сравнению с 2014 годом расходы на оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы выросли на 11%. При этом - расходы областного бюджета Ленинградской области увеличились на 15%, расходы средств ОМС возросли на 10%.

Фактический показатель финансового обеспечения Территориальной программы в расчете на 1 жителя в 2015 году увеличился на 8% и составил  - более 13 тыс. руб.  (13 073,4 руб., 2014г. - 12 087,1 руб.).

 

Одним из важнейших направлений работы Комитета по здравоохранению является  формирование заработной платы медицинских работников.

Соотношения средней заработной платы  отдельных категорий медицинских работников к средней заработной плате по Ленинградской области превысили запланированные «Дорожной картой» (врачей – 137%, среднего медицинского персонала – 86%, младшего медицинского персонала – 52,4%) и составили: у врачей - 141%, у средних медработников - 89,5%, у младшего медперсонала - 52,4%.

Среднемесячная заработная плата на физическое лицо в 2015 году составила: у  врачей   48 360 руб. (2014г. – 45 356 руб.),  у среднего медицинского персонала – 30 689 руб. (2014г.– 29 340 руб.),  у младшего медицинского персонала – 17 980 руб.  (2014г. – 16 865 руб.).

Структура заработной платы за 2015 год сложилась следующим образом: 54,4% составляют должностные оклады, 18,6% выплаты компенсационного характера, 27% стимулирующие выплаты. И это полностью соответствует рекомендация Минздрава России.

 

Одним из приоритетов отрасли, который является основой для решения всех задач, является укомплектование системы здравоохранения квалифицированными кадрами.

В медицинских организациях государственной системы здравоохранения  Ленинградской области на начало 2016г. ра­ботает: более 5000 врачей (5072)  и более 12 000 (12056) среднего медицинского персонала. Это на 86 врачей и на 80 работников среднего звена больше, чем в 2014 году.

Укомплектованность врачами на конец 2015 года по Ленинградской области составила 61,2 %, в районных и межрайонных больницах - 63,3 %. Это на 0,8 % выше прошлого года.

По среднему медицинскому персоналу укомплектованность составила  70,5%, в районных и межрайонных больницах - 72,6 % (соответствует 2014 году).

Сохраняется высокий процент работающих пенсионеров. (Среди врачей -1355 чел. (в 2014г. – 1419 чел.) – 26,7 % от всех работающих врачей. Среди среднего персонала пенсионеров – 3246 чел. (в 2014г. – 2840 чел.) -  26,7% от всего работающего среднего персонала).  Почти каждый  четвертый врач и средний медработник в области - пенсионного возраста.

Наиболее сложная кадровая ситуация традиционно складывается в районах, граничащих с Санкт-Петербургом. Главный фактор, оказывающий влияние на отток специалистов, обусловлен близостью Санкт-Петербурга.

Но последний год показал, что близость мегаполиса может иметь и сильные стороны в реализации кадровой политики. Примером является опыт привлечения кадров руководителями Всеволожской и Токсовской больниц.

 

В Ленинградской области за счет регионального бюджета сформирована и продолжала работать в 2015 году система социальной поддержки медицинских работников, в том числе молодых специалистов, специалистов, работающих в сельском здравоохранении.

Единовременные пособия выпускникам учебных заведений получили 223 выпускника:

108 врачей (30 000 руб.) и 181 средний медработник (15 000 руб.)

(в 2014г. – врачи 115, ср. медперсонал – 208).

Ежегодную выплату в размере 56,5 тыс. руб. получили 928 специалистов, что на 18,4% больше 2014 года. (2014 г. – 784 специалиста)

Единовременную компенсационную выплату в размере 1 млн. руб. получили 74 врача, это на 23% больше 2014 года. (2014 г. – 60).

За счет средств областного бюджета единовременную компенсационную выплату в размере 345 тыс. руб. получили 64 средних медработника, приехавши е на работу в сельский населенный пункт. Это в 1,6 раза больше 2014 года. (2014 г- 40).

Ежегодную выплату в размере 120 тыс. руб. получили 419 врачей остродефицитных специальностей. Это больше 2014 года на 9%. (2014 г. – 385 чел.).

Одним из важнейших направлений своей работы Администрация Ленинградской области и Комитет по здравоохранению определили обеспечение медицинских работников жильем.

В 2015г. обеспечены служебными квартирами - 89 врачей и 7 средних медицинских работников, комнатами обеспечены 7 врачей и 16 средних медработников .

Кроме того, существует практика предоставление жилья медработникам по договору коммерческого найма. В 2015 году таким образом  предоставлены квартиры - 23 врачам и 2 средним медицинским работникам, комнаты – 3 врачам и 6 средним медицинским работникам.

В программах ипотечного кредитования жилья принимают участие  23 врача  и  32  средних медицинских работника.

  И, наконец, - в  2015г. за счет средств областного бюджета приобретено 54 квартиры для медицинских работников  (на сумму 121,8 млн. руб.)

Все мероприятия по привлечению кадров в отрасль здравоохранения будут продолжены в 2016 году.   

 

Отчетный период стал годом дальнейшего укрепления  и совершенствования материально-технической базы учреждений здравоохранения.

В рамках реализации государственной программы «Развитие здравоохранения в Ленинградской области» завершено строительство поликлиники на 380 посещений в смену в д.Новое Девяткино, строительство поликлиники на 150 посещений в смену в пос. Мга и реконструкция корпуса №10 онкологического диспансера в пос. Кузьмоловский.

В рамках данной программы в 2015 году выполнены  капитальные ремонты на 37 объектах учреждений здравоохранения, на общую сумму около 202 млн. руб.

В рамках реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий…» государственной программы «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области…»  введены в эксплуатацию 10 объектов, в том числе 8 фельдшерско-акушерских пунктов:

 

- пос. Курск Волосовского района;

- пос. Каложицы  Волосовского района;

- пос. Пчевжа Киришского района;

- пос. Горы Кировского района;

- пос. Мшинская Лужского района;

- пос. Торковичи Лужского района;

- пос. Ромашки Приозерского района;

- дер. Мелегежская Горка Тихвинского района;

 

а также объекты:

 

  - амбулатория в п.Мельниково Приозерского района (реконструкция);

  - здание в с. Путилово под офис врача общей практики (реконструкция).

 

Опыт 2015 года показал, что передача функций организации и контроля работ по строительству и реконструкции объектов здравоохранения с муниципального уровня на уровень комитета по строительству и управления строительства положительным образом сказались на динамике и качестве процесса.

В рамках реализации государственной программы «Развитие здравоохранения в Ленинградской области» в 2015 году Комитетом приобретено:

-  28 автомобилей санитарного транспорта на сумму более 56 млн. руб.

- Передвижной флюорограф, передвижной маммограф и передвижная амбулатория на общую сумму 53,5 млн. руб.

- Для укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения приобретено высокотехнологичное медицинское оборудование, в том числе лабораторное, реанимационное и рентгеновское оборудование на общую сумму около 236 млн. руб.

 

В реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в Ленинградской области в 2015г. принимали участие 109 медицинских организаций, в т.ч.: 63 государственных медицинских организации Ленинградской области и 46 ведомственных и частных медицинских организаций (это составило более 42 % общего числа).

Здравоохранение Ленинградской области в 2015 году было представлено 63 организациями, в том числе: 33 бюджетных учреждения, 26 казенных учреждения и 3 автономных учреждения и 1 государственное предприятие (Стоматологическая поликлиника Кириши).

В состав этих учреждений входит 108 амбулаторных подразделения. Доврачебную медицинскую помощь жители области могут получить в 177  ФАПах, 109 амбулаториях.

Скорая медицинская помощь оказывается 19   отделениями и 1 станцией скорой помощи.

 

Год назад на итоговой коллегии были определены основные направления работы в 2015 году.

В соответствии с этим - основные тенденции структурных преобразований в организации медицинской помощи были связаны

- с развитием первичной медико-санитарной помощи с максимальным приближением ее к местам проживания граждан,

- с реализацией программ профилактики заболеваний,

- с развитием скорой помощи и санитарной эвакуации,

- с развитием специализированной (в том числе высокотехнологичной) помощи в межрайонных больницах.

 

В связи с  приоритетным развитием первичной медико-санитарной помощи населению Ленинградской области в ТПГГ 2015 года было предусмотрено  увеличение  территориального норматива  объема медицинской помощи оказываемой в амбулаторных условиях с профилактической целью до 2,49 посещения на 1 застрахованного, что больше федерального норматива (2,3 на 1 застрахованное лицо).

В 2015г. количество посещений на 1 жителя составило  - 6,8 (2014г. – 6,6). Удельный вес  посещений с профилактической целью составил– 34,8%  (2014г. – 31,7%). Число диспансерных больных на 1000 взрослого населения в 2015 году выросло до 292,6 (в 2014 г. – 262,3).

Индикатором организации первичной медико-санитарной помощи,  реализации идеологии профилактической медицины в последние годы является диспансеризация населения.

 

В проведении диспансеризации  в 2015 году приняли участие 27 медицинских организаций Ленинградской области. Была организована работа 7 отделений и 21 кабинета профилактики.

Это позволило довести количество жителей, прошедших 1 этап диспансеризации до 226 284 чел., что составляет почти 90% от запланированных объемов (план 2015 год – 251766. В 2014 году 1 этап диспансеризации исполнен на 88,02%.)

На 2 этап диспансеризации направлено 24,4%, это почти в 6 раз больше, чем в прошлом году (2014 г. -6,8%), из них заверщили 2 этап 86,8 % (2014 г.   48,4%).

Большинство из прошедших диспансеризацию - лица трудоспособного возраста 62,1%.

Из общего количества прошедших диспансеризацию 48,5 тыс. чел. (21,4%) –проживают в сельской местности.

5 520 чел.  осмотрены  при  выезде  мобильных амбулаторий.

 

Диспансеризация определенных групп взрослого населения в 2015 году (100% и более годового плана) успешно проведена следующими больницами: Волосовская, Волховская, Всеволожская, Вырицкая, Киришская, Ломоносовская, Лужская, Сланцевская, Тихвинская, Тосненская.

Явно недостаточный охват диспансеризацией прикрепленного населения отмечен в Гатчинской (66% годового плана) и Выборгской  (71,4% ) больницах.

 

Особое внимание в юбилейном 2015 году было уделено осмотрам ветеранов Великой Отечественной войны.

За период 2015 года осмотрено около 20 тыс. ветеранов (92,3% от плана всех ветеранов ВОВ, находящихся под наблюдением в медицинских организациях области).

В связи с тем, что определенная часть ветеранов ВОВ относится к маломобильным категориям осмотры и оказание медицинской помощи им проводится на дому. За 2015 год на дому в полном объеме осмотрены и обследованы  более 10 тыс. ветеранов.

 

В целом, увеличение абсолютного числа лиц старших возрастных групп на фоне снижения смертности населения в Ленинградской области за последние 10 лет почти на 28% и увеличения продолжительности жизни жителей более чем на 5 лет объективно привело к повышению численности граждан, нуждающихся в медицинской помощи, в том числе при заболеваниях присущих только пожилому и старческому возрасту.

Это требует создания системы, при которой пожилые пациенты, относящиеся к общественно или индивидуально активным, независимым людям, должны наблюдаться у участкового терапевта, а так называемые зависимые («хрупкие») пациенты, у которых затруднена способность к самообслуживанию и имеется комплекс возраст-ассоциированных заболеваний и состояний должны находиться под наблюдением врача-гериатра.

Под руководством назначенного в 2015 году главного  геронтолога Ленинградской области  начата плановая работа по организации  оказания медицинской помощи пожилым с применением системного подхода. Первым этапом работы является  усовершенствование врачей первичного звена и врачей-специалистов по вопросам гериатрии, в последующем -  организация в районных поликлиниках кабинетов врачей-геронтологов.

 

Для оказания медицинской помощи сельскому населению в районах области продолжают работать 18 передвижных амбулаторий.

Анализ свидетельствует об их эффективности.

Всего за 2015 год в передвижных амбулаториях принято около 100 тыс. пациентов, на 8% больше, чем в 2014 г.  (99 903, в  2014 году - 92 210).

Отмечается рост количества проведенных при выездах передвижных амбулаторий диагностических исследований и количества медицинских манипуляций. Наибольший рост проведения диагностических исследований – более чем в 2 раза, отмечен во Всеволожской, Сланцевской, Подпорожской и Ломоносовской больницах.

В населенных пунктах, где отсутствуют  медицинские учреждения организовано 526 домовых хозяйств, оснащенные набором для оказания первой помощи.

Для доставки сельского населения в межрайонные больницы работают 20 автобусов с подъемниками для маломобильных категории граждан.

 

В целом, по итогам 2015 года можно сделать вывод об увеличении доступности медицинской помощи в первичном звене, несмотря на принцип подушевого финансирования амбулаторной службы, который не мотивирует руководителей экономически к наращиванию количества посещений.

В 2015г. продолжалось развитие стационарзамещающих видов медицинской помощи.

Обеспеченность койками дневного пребывания (без учета смен) составила 7,0 на 10 тыс. населения  (практически не изменилась). Уровень госпитализации в стационары дневного пребывания достиг 2,7 на 100 жителей- рост на 8%  (2014 год – 2,5 на 100 жителей).

В 2015 г.  в Ленинградской области было развернуто 1196 коек дневного пребывания при больничных учреждениях (в 2014г. – 123) 858 мест дневного стационара в амбулаториях и поликлиниках (2014г. – 832 места).

При этом работа койки в стационаре дневного пребывания в первом случае составила 309 (в 2014 г. – 298), а во втором - 372 (в 2014 г. – 391).

Это говорит о более высокой востребованности дневных стационаров при поликлиниках.

Отрадно, что в 2015 году в этих дневных стационарах оперировано около 800 больных, в 10 раз больше прошлого года (в 2014 г. - 84).

Анализу и совершенствованию ее организации следует уделять более пристальное внимание.

В целом, в дневных стационарах в 2015 году пролечено около 105 тыс. пациентов, что на 22,4%  или на 19 212 пациентов больше (запомните эту цифру для сравнения в дальнейшем), чем в прошлом отчетном году (104 849, в 2014 г. – 85 637).

 В стационаре на дому пролечено 7715 чел., - на 36,4% больше 2014 г. (2014г. – 5656 чел.).

 

В 2015г. зарегистрировано более 497 тыс. выездов бригад скорой помощи (497404).

94,9% вызовов при угрожающих жизни состояниях осуществлено до 4 мин.       

Количество  выездов  скорой  медицинской  помощи  в  расчете  на  1  жителя в 2015г. составило – 0,28 (в 2014г.- 0,27).

Мы приблизились к федеральному нормативу. В целом, показатели 2015 года свидетельствуют о повышении доступности скорой помощи для населения региона. Но наша цель – через совершенствование работы первичного звена, амбулаторной службы  добиваться снижения количества вызовов скорой помощи, в первую очередь для оказания неотложной помощи, и повышать оперативность работы службы.

В 2015 году реализованы мероприятия по использованию санитарной авиации для организации экстренной медицинской помощи пациентам Ленинградской области (115 вылетов, 17 пациентов).

Главным результатом этой стало то, что здравоохранение области перешло к цивилизованному (на основе контракта), регулярному использованию возможностей санитарной авиации с определением алгоритма ее применения и категорий пациентов, при которых достигается максимальный эффект в снижении смертности.

На 2016 год для развития санитарной эвакуации в Ленинградской области предусмотрено 60 млн. руб. областного бюджета. Это позволит осуществить более  240 вылетов с целью спасения жизней наших пациентов.

 

  В  учреждениях здравоохранения Ленинградской  области  на  31.12.15г.  развернуто – 11 276  коек  (в 2014г. – 11302).

Обеспеченность койками населения Ленинградской области в 2015г. составила более 63,0 на 10 тыс. населения.

Этого количества вполне достаточно и оно соответствует федеральному нормативу формирования программы бесплатного оказания медицинской помощи с учетом  организации специализированной медицинской помощи (прежде всего  - высокотехнологичной) жителям области  в Федеральных медицинских учреждениях в рамках ОМС.

В 2015 году в круглосуточных стационарах больниц области пролечено более 330 тыс. пациентов (330 933, в 2014 г - 336 426). Это на 5 493 пациента меньше, чем в 2014г.

Но в дневных стационарах пролечено на 19 с лишним тыс. пациентов больше. Это полностью соответствует общей стратегии развития медицинской помощи.

Кроме того в 2015 году за счет дополнительно выделенных средств ФФОМС (так называемый нормированный страховой запас) в федеральные медицинские учреждения  были госпитализированы более 13 тыс. (13 028) жителей нашей области.

Это эквивалентно дополнительно развернутым 355 среднегодовым койкам с интенсивностью работы 330 дней в году.

Таким образом, в целом, доступность специализированной медицинской помощи жителям Ленинградской области в прошлом году значительно возросла.

 

Средний показатель «работы  койки» в 2015г. составил – 310 день  (2014г. – 321 день) – при рекомендуемом  - 330.

         И это при постоянном обсуждении вопроса о недостатке круглосуточных коек по всем межрайонным больницам.

         Наиболее  низкая средняя работа койки за прошлый год – в Волховском районе (297), в Выборгском районе (307), в Киришах (280), в Лодейном поле (279), в Тосно (299).

При этом, практически, во всех больницах имеется грубая диспропорция «работы койки» по профилям. Так в Волхове работа койки терапевтического профиля – 291, а хирургического – 448;  а в Тосно – хирургического – для взрослых – 285, а терапевтического – 348.

         Мы подошли к необходимости самого глубокого анализа структуры коечного фонда больниц, исходя из потребностей в организации специализированной медицинской помощи и возможностей ее оказания стационарзамещающими технологиями.

         При этом интенсивность работы койки в стационарах области, в целом, возросла.

Оперативная активность выросла 51,2 до 54,4%, причем в областной больнице она составляет 82,8%, в онкологическом диспансере 94,1%, всего в учреждениях хирургического профиля 3 уровня – 80%.

         При этом есть больницы, где оперативная активность откровенно невысока: Луга (30,6%), Сланцы (36,8%), Волосово (33,1%). Требует глубокого анализа состав пациентов в хирургических отделениях этих больниц и методы лечения.

При формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в 2017 году этому моменту необходимо уделить самое пристальное внимание.

Средняя  длительность пребывания   больных в стационаре в 2015 г.  сократились с  10,8  до  10,5 дня.

Это произошло, прежде всего, за счет все более широкого применения в практике обычных стационаров современных технологий обследования и лечения.

Для примера – практически во всех больницах в настоящее время имеется возможность сделать компьютерную томографию в круглосуточном режиме. В ближайшее время мы оснастим КТ Токсовскую, Рощинскую, Волосовскую, Подпорожскую и Сланцевскую больницу. И вопрос будет полностью закрыт.

Но  очень важно решить вопрос эффективного использования оборудования.

В настоящее время в Ленинградской области имеется 40 лапароскопических стоек. Лапароскопические стойки в настоящее время имеются во всех районах (27 шт., во Всеволожском районе их 4, в Выборгском и Гатчинском – по 3).

Количество лапароскопических операций, проводимых в межрайонных больницах,  в 2015 году выросло на 13,5% - до  2 532. (2014 г.- 2231).

Число лапароскопических операций на 1 стойку в межрайонных больницах составило 94 (от 12 до 160). Отрадно, что этот вид помощи приближен к пациентам. Но следует помнить, что должное качество может быть обеспечено только объемом манипуляций (известно, что их должно быть не менее 50 в год).

Количество операций на одну лапароскопическую стойку в ЛОКБ – 218, в ЛООД – 248, а в ДКБ – 738.

 

В целом, основными направлениями развития специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи в 2015 году были следующие: дальнейшее совершенствование помощи при болезнях системы кровообращения, организация медицинской помощи при ДТП, совершенствование акушерской и неонатологической помощи, развитие офтальмологии (микрохирургия катаракты), модернизация наркологической и фтизиатрической службы.

 

Для оказания специализированной помощи больным с заболеваниями сердечно-сосудистой системы в области работают 2 первичных сосудистых отделения на базе  Тихвинской и Гатчинской больниц 2 региональных сосудистых центра - в областной и Всеволожской больницах.

Кроме этого, пациенты с ОКС и Ленинградской области направляются в сосудистые центры «40 больницы» и в «Центр Алмазова».

В 2015г. в этих отделениях и центрах пролечено в 1,5 раза больных, чем в 2014 году (5065 чел.)

Летальность пациентов от инфаркта в них  снизилась на 22% .

(5,7%, 2014г. – 7,3%).

Пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения в  этих отделениях и центрах  в 2015 г. пролечено  на 18% больше. (4320, 2014г.- 3663 чел.). и тоже  со снижением  больничной летальности (с 16,8% в 2014 году до 15,6% в 2015 году).

Есть реальные планы по расширению сети первичных сосудистых отделений.

 

  В  Ленинградской области работает 26 травмоцентров, 12 из них оснащены противошоковыми операционными. В 2015г. приобретен компьютерный томограф для травмоцентра  ГБУЗ «Бокситогорская МБ».

В настоящее время практически все пациенты с травмами госпитализируются в травмацентры.

(в 2015г. пролечено 2341 чел. – на 33% больше, чем в 2014 г., 2014г. – 1763 чел.. проведено 2246 оперативных вмешательств – на 37% больше 2014 г. 2014г. – 1642 оперативных вмешательства).

За счет этого летальность от ДТП в стационарах снизилась на 22,4%. (2015г.  – 83 чел. ,  2014г. -107 чел.)

 

С целью повышения доступности офтальмологической помощи населению в 2015г. в области работали 6 офтальмологических центров. В течение года сделано более 3000 операций, что позволило уменьшить длительность очередности на оперативное лечение с 3 лет до 2-3- месяцев.

В 2014г. в Ленинградской области получила развитие система реабилитации пациентов после травм и заболеваний неврологического профиля. В ГБУЗ ЛО «Тихвинская МБ» открыто отделение реабилитации, отвечающее порядкам оказания медицинской помощи по профилю реабилитация.

 

В 2015г. высокотехнологичную медицинскую помощь получили около 15 тыс. жителей Ленинградской области  - рост на 32,4% (14 800, 2014г. – 11181).

Важный момент.

Для организации специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи жителям области широко используются возможности частно-государственного взаимодействия.

Не первый год в оказании диализной помощи пациентам с ХПН участвуют субъекты частно-медицинской деятельности.

В  2015  году получило дальнейшее развитие применение технологии «гамма-нож» и «кибер-нож» при организации ВМП онкологического профиля в «Лечебно-диагностическом центре МИБС».

В 2015 году медицинская помощь в нем оказана 33 пациентам.

В связи с тем, что данные методы лечения федеральным бюджетом и средствами ОМС не финансируются, оплата производится за счет средств областного бюджета.

В 2016 году объемы применения этих методов планируется увеличить вдвое и использовать в диагностике метод ПЭТ КТ.

 

Главными показателями, по которым оценивают нашу работу, остаются показатели смертности населения.

В начале 2015 года в Ленинградской области сложилась неблагоприятная ситуация, связанная с повышением смертности.

Наиболее высокий уровень смертности был зафиксирован за первый квартал (15,5 на 1000 населения).

Он на 9,2 % превышал уровень аналогичного периода 2014 года.

Отмечен рост почти по всем причинам смерти.

         В связи со сложившейся ситуацией Правительством Ленинградской области, Комитетом предприняты дополнительные меры по снижению смертности.

Экстренным распоряжением Губернатора Ленинградской области образована межведомственная комиссия по реализации мер, направленных на снижение смертности населения Ленинградской области.

С помощью главных специалистов Минздрава России Комитетом по здравоохранению проведен многофакторный анализ ситуации, разработан подробный и предельно конкретный План мероприятий по снижению смертности.

Основой его стал комплекс организационных мер, направленных на реальную интенсификацию деятельности всех медицинских организаций Ленинградской области, включая взаимодействие с федеральными клиниками.

Утверждены предельные значения случаев смерти для медицинских организаций, имеющих прикрепленное население. Установлены целевые показатели для каждого участка. Организован мониторинг данных показателей с еженедельным и ежемесячным представлением информации в Комитет и Минздрав.

Разработана методика оценки эффективности руководителей медицинских организаций, в результате чего ряд руководителей лишились своих постов.

Комиссией по формированию территориальной программы ОМС проведена корректировка объемов медицинской помощи: около 50% всех объемов высокотехнологичной медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС направлены на коронарное  стентирование.

В области запущен пилотный проект по дистанционному наблюдению пациентов с артериальной гипертонией.

За счет выделения дополнительных средств областного бюджета организовано лечение больных туберкулезом с широкой лекарственной устойчивостью в соответствии с современными стандартами.

За счет средств бюджета области получила дальнейшее развитие практика применения санитарной авиации.

Пострадавшие в ДТП в 100% случае госпитализируются в травмацентры, оснащенные противошоковыми операционными. В результате госпитальная летальность снизилась до 3%.

Ряд показателей организации медицинской помощи удалось достичь чисто организационными мерами без значительного дополнительного привлечения финансовых средств.

Диспансеризация проведена в соответствии с Планом, а на второй этап диспансеризации направлено в 6 раз больше, чем в 2014 г.

Количество тромболизисов при остром коронарном синдроме увеличилось почти в два раза.

Охват коронарным стентированием при инфарктах миокарда увеличился  в 2,7 раза.

Результаты проведенной работы сказались  уже во втором полугодии 2015 года. Уровень смертности от всех причин начал снижаться.

За 7 мес. он уже пришел к уровню 2014 года, а за 12 месяцев снился на 3,4%.

При этом снижение смертности произошло, практически по всем причинам: от БСК на 3,4%, от туберкулеза на 37%, от ДТП на 14,5%, младенческая смертность снизилась на 11,7%.

Показатель смертности от новообразований 2015г. снизился - на 0,1%. (240,0 на 100 тыс. населения). Этот показатель остается высоким, в основном, за счет лиц пожилого возраста, в связи с поздним обращением. Среди лиц трудоспособного возраста показатель смертности от новообразований, по сравнению с периодом 2014г., снизился на 2,7% (76,1 на 100 тысяч населения).

Проведенная работа в 2015 году выявила резервы и показала, что чаще всего они кроются в плоскости организации деятельности системы и каждого работника.

При снижении общей смертности в Ленинградской области в 2015 году отмечен ее рост в Бокситогорском (на 10,3%), Лодейнопольском (на 9,5%), Кингисеппском (на 3,3%), , Подпорожском (на 2%), Тихвинском (на 1,2%) районах.

При этом, в Бокситогорском, Подпорожском и Лодейнопольском районах уровень смертности населения наибольший среди всех районах.

 

Подводя итоги 2015  года, следует отметить, что задачи, поставленные на коллегии 19 марта  прошлого  года, в целом, выполнены.

При реализации ТПГГ бесплатного оказания медицинской помощи:

 

- Увеличен рост числа посещений с профилактической целью,

- Увеличен объем диспансеризации, особенно ее 2 этапа,

- Получили дальнейшее развитие стационары дневного пребывания, в том числе отделение химиотерапии в онкологическом диспансере,

- В общем объеме стационарной помощи увеличилась доля высокотехнологичных видов специализированной медицинской помощи.

 

При реализации государственной программы развития здравоохранения:

Приоритетно развивалась МТБ подразделений амбулаторного  звена;

Приобретены квартиры для врачей первичного звена;

Создан центр медицинской профилактики (пока на базе ЛОНД);

Начат пилотный проект по лекарственному обеспечению диспансерных больных с АГ;

Достигнуто адекватное потребностям финансирование санитарной авиации.

 

Основные направления нашей работы на ближайшие годы определены в Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года.

Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года.

Проекты стратегической проектной инициативы  «Здоровье населения».

 

  1. организация доступной, современной первичной медико-санитарной помощи.
  2. приближение к населению и повышение реальной доступности современной специализированной (прежде всего – высокотехнологичной) медицинской помощи, оказываемой в стационаре.
  3. инновационное развитие здравоохранения.
  4.      новые подходы к управлению отраслью.

 

Планы на 2016 год должны включать системную работу по продолжению повышение доступности всех видов медицинской помощи (первичной медико-санитарной помощи, скорой помощи (включая санитарную авиацию), специализированной медицинской помощи (включая ВМП), паллиативной помощи).

 

Приоритетами в развитии материально-технической базы отрасли здравоохранения Ленинградской области в 2016 году станут:

введение в строй перинатального центра,

мероприятия по строительству детской больницы и поликлиники в г.  Сертолово,

проектирование и строительство онкологического центра в п. Кузьмоловский,

ремонт амбулаторных подразделений ЛПУ,

масштабный ремонт ЛОКБ,

информатизация отрасли с внедрением электронного документооборота и телемедецинских технологий.

 

Будет продолжено совершенствование 3х уровневой системы организации медицинской помощи. При этом в ближайшее время будет определен и закреплен обязательный объем медицинской помощи на каждом ее этапе.

В 2016 г

 - завершим территориальное планирование перспективного размещения подразделений наших учреждений (прежде всего ФАПов и амбулаторий)  при использовании типовых проектов зданий и уйдем от субъективизма в решении этого важного вопроса.

- примем ряд мер по организации новой системы оказания неотложной помощи, путем создания структурных подразделений в приемных покоях больниц и поликлиник, изменения системы оплаты неотложной помощи (выведем из подушевого финансирования).

-  продолжим работу по организации гериатрической помощи,

- продолжим развитие паллиативной помощи на базе имеющихся отделений, получивших лицензии и в детском хосписе п.Токсово,

- реализуем пилотный проект по созданию системы реабилитации пациентам с БСК,

- тиражируем проект по дистанционному диспансерному наблюдению и лекарственному обеспечению пациентов с БСК.

Презентация к докладу

© 2001-2018 гг. Комитет по здравоохранению Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.