Первичная медико-санитарная помощь и ее совершенствование

Первичная медико-санитарная помощь и ее совершенствование

Современное развитие общества предъявляет к системам здравоохранения, как основным структурным единицам, требования к более эффективному реагированию на современные вызовы меняющегося мира, обусловленные процессами глобализации, социально-экономическим развитием.

Люди все более нетерпимо относятся к тому, что службы здравоохранения не могут обеспечить уровни национального охвата, которые отвечали бы заявленному спросу и меняющимся потребностям, и что качество предоставляемых услуг не соответствует их ожиданиям.

В этой связи определены основные проблемы отрасли здравоохранения Ленинградской области:

  • дисбаланс объемов медицинской помощи по муниципальным районам и видам, недостаточная доступность медицинской помощи;
  • недостаточное качество медицинской помощи, связанное с невозможностью ее организации в соответствии с порядками оказания различных видов медицинской помощи, утвержденными Минздравсоцразвития России;
  • концентрация, выделяемых ресурсов, вокруг дорогостоящих медицинских услуг, недооценка потенциальных возможности первичной профилактики и пропаганды здорового образа жизни, которые могут путем предупреждения почти на 70% сократить бремя болезни.

Решение, указанных проблем, по заключениям международного и отечественного экспертного сообщества, возможно при эффективном развитии первичной медико-санитарной помощи.

Первичная медико-санитарная помощь это вид медицинской помощи,  который включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения, оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

1. Анализ влияния  первичной медико-санитраной помощи на показатели смертности населения Ленинградской области

Необходимость приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи в регионе основывалась не только на заключениях экспертов и опыте зарубежных систем здравоохранения, но и на расчетах, которые были проведены с использованием данных по Ленинградской области.

Анализ проведен на основе определения влияния показателей, характеризующих отрасль здравоохранения (коечный фонд, объемы медицинской помощи, кадровый состав, финансовые показатели обеспечения здравоохранения,) на показатели смертности, которые включены в показатели оценки эффективности органов исполнительной власти в соответствие с Указом Президента  РФ от 21.08.2012 № 1199 и показатели смертности, заболеваемости в соответствие с Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения». Проведено два исследования, оценивающие период с 2008 по 2010 годы и период с 2008 по 2012 годы. Применены методы математической статистики: рассчитаны коэффициенты корреляции, Р-уровень. Достоверность результатов оценивалась метод регрессионного анализа, позволяющего объективно оценивать полученные данные.

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о достоверном уменьшении смертности от всех причин, смертности от болезней системы кровообращения при увеличении объёма амбулаторной помощи (количество посещений на одного жителя), объёма финансирования амбулаторной помощи, стоимости посещения амбулаторно-поликлинического учреждения, обеспеченности медицинским персоналом при оказании амбулаторной помощи (Приложение 1, 2).

Увеличение объёма амбулаторной помощи ведет к снижению заболеваемости болезнями системы кровообращения, но при этом увеличение расходования средств на этот вид медицинской помощи не влечет за собой уменьшение числа заболевших, что свидетельствует о расходовании средств, в большинстве случаев, на лечение уже возникшего заболевания, а не на профилактические меры по предотвращению возникновения заболеваний у населения.

Кроме этого проведен анализ объемов оказания медицинской помощи, который свидетельствует о недостаточных объёмах амбулаторной помощи и в условиях дневных стационаров на одного жителя в сравнении с федеральными нормативами, определенными для Территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению. В структуре посещений процент профилактических посещений в течение последних пяти лет составлял 20 – 24 %, при средних значениях по Российской Федерации - 28% (Приложение 3).

Выводы:

  • развитие первичной медико-санитарной помощи оказывает достоверное влияние на показатели снижение смертности населения в целом и по наиболее значимым причинам (болезни системы кровообращения, злокачественные образования).
  • уровень организации оказания первичной медико-санитарной помощи в регионе по объемам, структуре не соответствуют современным требованиям и требованиям, предъявляемым к Территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению.

2. Применение программно-целевого метода для совершенствования организации оказания первичной медико-санитарной помощи.

Решение данной задачи требует системного подхода на основе программно-целевого метода с охватом всего комплекса социально-экономических и организационных мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и ожидаемым результатам.

Приоритет первичного звена медицинской помощи определен как основополагающий фактор структурных изменений отрасли здравоохранения, при разработке долгосрочной целевой программы «Модернизация здравоохранения Ленинградской области на 2011-2013 годы», государственной программы развития здравоохранения, разделов государственных программ отраслевых органов исполнительной власти Ленинградской области, связанных с вопросами здравоохранения.

С целью повышения качества первичной медико-санитарной помощи разработана подпрограмма государственной программы развития здравоохранения, в которой предусмотрено увеличение объемов посещений в амбулаторных условиях, рост объемов медицинской помощи  в дневных стационарах. Запланировано увеличение удельного веса профилактических посещений до 30%. Увеличение профилактических посещений планируется за счет скриннинговых исследований, проводимых в рамках диспансеризации определенных групп взрослого населения в соответствие с приказом Минздрава России от 03.12.2012 № 1006н.

Основная цель программных  решений - повышения доступности первичной медико-санитарной помощи, с этой целью при планировании объектов здравоохранения в Региональных нормативах градостроительного проектирования Ленинградской области, утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области от 22.03.2012 N 83, предусмотрено расположение объектов первичной медико-санитарной помощи в «шаговой доступности». С целью повышения доступности данного вида медицинской помощи сельскому населению разработан план развития ФАПов, офисов врачей общей практики (83 объекта), который включен  в мероприятия подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области на 2013 – 2020 годы». В настоящее время в малонаселенных пунктах, где невозможно строительство учреждений здравоохранения, используются передвижные амбулатории, в настоящее время амбулатории имеются во всех муниципальных районах.

Выводы:

  • Совершенствование организации оказания первичной медико-санитарной помощи с использование программно-целевого метода позволяет наиболее комплексно и полно решать поставленные задачи.

3. Разработка методологии трехуровневой системы оказания первичной медико-санитарной помощи.

В рамках долгосрочной целевой программы «Модернизация здравоохранения Ленинградской области на 2011-2013 годы» разработана схема оказания первичной медико-санитарной помощи по уровням.

Создание уровневой системы оказания медицинской помощи необходимо для соблюдения порядков оказания медицинской помощи, которые являются обязательными для исполнения,  в соответствие с Федеральным законом от 21.11.2010 № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в российской Федерации». Основная идеология создания трехуровневой системы организации медицинской помощи это маршрутизация пациента, что позволяет наиболее своевременно определять медицинское учреждение, в которое пациент должен попасть в зависимости от течения и тяжести заболевания:

Третий уровень системы оказания медицинской помощи представлен ФАПами, городскими поликлиниками, амбулаториями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, и включает: участковую терапевтическую службу, врачей-специалистов, кабинет (отделение) профилактики, Состав врачей-специалистов определяется в зависимости от уровня и структуры заболеваемости населения, прикрепленного к ЛПУ (Схема 1,2).

Второй уровень представлен межмуниципальными центрами, оказывающими квалифицированную специализированную амбулаторную медицинскую помощь по наиболее востребованным специализированным профилям в соответствии с порядками оказания специализированной медицинской помощи и организации оказания неотложной медицинской помощи. В межмуниципальных центрах применяются стационарозамещающие формы (дневные стационары) по специализированным профилям. В дальнейшем планируется развивать стационарозамещающие формы с применением диагностических процедур, специальных рентгенологических исследований, включая компьютерную томографию. Схема районирования представлена в Приложении 4, на Схеме 3.

Первый уровень - консультативно-диагностическая специализированная помощь, организованная в областных консультативно-диагностических центрах, в которых проводятся консультации и диагностические обследования по направлению из амбулаторно-поликлинических учреждений, организация оказания высокотехнологичной медицинский помощи.

Выводы:

  • Создание трехуровневой системы оказания первичной медико-санитарной помощи позволит повысить доступность и качество медицинской помощи путем создания маршрутизации пациента, определяющей наиболее выгодную тактику лечения и динамического наблюдение пациентов.

Заключение

Приоритетное развитие организации первичной медико-санитарной помощи создаёт условия для формирования целостного подхода к здоровью населения, усилить профилактическое направление в работе.

Структурные изменения в организации работы предполагают создание системы маршрутизации пациента, что позволит исполнять порядки оказания медицинской помощи, утвержденные Минздравом России, повысить качество оказываемой медицинской помощи.

Создание условий для шаговой доступности населению первичной медико-санитарной помощи развитие оказания медицинской помощи мобильными бригадами, необходимо для реализации принципа доступности данного вида помощи.

Главный ожидаемый результат проводимой работы – достижение показателей здоровья населения Ленинградской области (Приложение 5). К 2018 году планируется достичь следующих показателей: снижение смертности от всех причин до 12,2 на 1000 населения,  снижение смертности от болезней системы кровообращения до 649,4 на 100 тыс. населения, смертности от новообразований (в том числе злокачественных) до 192,8 на 100 тыс. населения, смертности от туберкулеза до 11,1 на 100 тыс. населения, снижение заболеваемости туберкулезом до 36,9 на 100 тыс. населения.

 

Обновлено 22.08.2018