Об антимонопольном комплаенсе Комитета по здравоохранению Ленинградской области

Распоряжением Комитета по здравоохранению Ленинградской области (далее - Комитет) от 27 марта 2019 г. № 156/1-О «О создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Комитете по здравоохранению Ленинградской области» (далее Распоряжение №156/1-О) в редакции изменений согласно распоряжению Комитета от 16 марта 2021 года № 208/1-О «О внесении изменений в Распоряжение № 156/1-О» определено уполномоченное подразделение, ответственное за функционирование антимонопольного комплаенса в Комитете – функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса осуществляет отдел по реализации государственных программ и национальных проектов Комитета.

Вместе с тем, Распоряжением Комитета от 20 марта 2020 г. № 157/1-О «Об утверждении методики расчета ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Комитете по здравоохранению Ленинградской области» (далее - Распоряжение №157/1-О) утверждены:

1.Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Комитете (далее - Методика).

2.Ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Комитете.

Уполномоченным подразделением в целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства в отчетном периоде проводился анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Комитета.

В декабре 2021 года уполномоченным подразделением проведены:

- анализ нормативных правовых актов Комитета;

- анализ проектов нормативных правовых актов Комитета.

По итогам проведенного анализа нормативно правовых актов (проектов нормативно правовых актов) Комитетом сделан вывод об их соответствии антимонопольному законодательству, а также о нецелесообразности внесения изменений в действующие нормативно правовые акты, разработанные проекты нормативно правовых актов.

На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства составлены карты рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно методическим рекомендациям по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 18.10.2018 No2258-p, при низком уровне риска отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности федерального органа исполнительной власти по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует.

В связи с тем, что Картой рисков уровень риска в 2020 году определен как «низкий», план мероприятий по снижению рисков нарушения   антимонопольного   законодательства на 2021 году не составлялся. Комитет в течение 2021 года осуществлял действия, направленные на минимизацию и устранение комплаенс-рисков, предусмотренные Планом мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков органов исполнительной власти Ленинградской области на 2021 год, утвержденным распоряжением Губернатора Ленинградской области от 30 декабря 2020 года № 1080-рг (далее – План мероприятий по снижению коплаенс-рисков).

В соответствии с Планом мероприятий по снижению комплаенс-рисков, Комитетом проведен анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Комитета за 2021 год.

Проведен анализ правоприменительной практики при рассмотрении дел в Ленинградском УФАС России. Из 20 дел за 2021 год по нескольким Ленинградское УФАС России признало в действиях Комитета нарушения положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и выдала соответствующие предписания (8 предписаний).

В ряде случаев жалоба была антимонопольным органом признана обоснованной частично, но так как выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения исполнителя (поставщика, подрядчика), предписание об устранении нарушений выдано не было (9 дел по жалобам). В остальных случаях – жалоба была признана Ленинградским УФАС России необоснованной, доводы заявителя по жалобе не нашли своего подтверждения и действия Комитета признаны соответствующими Закону о контрактной системе (9 дел по жалобам участников закупок). И только две жалобы антимонопольным органом были признаны обоснованными.

Рассмотрение дел по вопросам применения и возможного нарушения Комитетом норм антимонопольного законодательства в судебных инстанциях не осуществлялось.

По итогам 2021 года в Комитете произведен расчет ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса, утвержденных Распоряжением №157/1-О (по сравнению с 2020 годом).

Расчет ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в Комитете за 2021 год

1.КСН (коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Комитета по сравнению с 2020  годом).

КН2020

КСН= Кноп, где:

КСН - коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Комитета по сравнению с 2020 годом;

КНпп - количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны Комитета в 2020 году;

КНоп - количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органа государственной власти в отчетном периоде.

В 2018 году было подано 8 жалоб, Ленинградское УФАС России признало в действиях Комитета нарушения положения Закона о контрактной системе и выдано 1 предписание, 2 жалобы признаны обоснованными, предписаний об устранении нарушений закона выдано не было, в остальных случаях – жалоба была признана Ленинградским УФАС России необоснованной, доводы заявителя по жалобе не нашли своего подтверждения и действия Комитета признаны соответствующими Закону о контрактной системе.

В 2019 году Ленинградское УФАС России признало в действиях Комитета нарушения положения Закона о контрактной системе и выдала соответствующие предписания (1 предписание), в ряде случаев – в связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения исполнителя (поставщика, подрядчика), предписание об устранении нарушений закона выдано не было (1 дело), в остальных случаях – жалоба была признана Ленинградским УФАС России необоснованной, доводы заявителя по жалобе не нашли своего подтверждения и действия Комитета признаны соответствующими Закону о контрактной системе (12 дел по жалобам участников закупок).

Проведен анализ правоприменительной практики при рассмотрении дел в Ленинградском УФАС России за 2020 год (11 дел). Жалобы были признаны Ленинградским УФАС России необоснованными, доводы заявителей по жалобам не нашли своего подтверждения и действия Комитета признаны соответствующими Закону о контрактной системе.

Таким образом, значение КСН по итогам 2021 года равно нулю (0:8). Достигнутое значение полностью удовлетворяет ключевому показателю мероприятий, предусмотренных Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента, о снижении количества нарушений антимонопольного законодательства.

Полученный результат позволяет сделать вывод об эффективном функционировании в Комитете антимонопольного комплаенса.

2. Дпнпаоля проектов нормативных правовых актов Комитета, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства), рассчитывается по формуле:

             Кпнпа

Дпнпа= КНоп , где:

Дпнпа - доля проектов нормативных правовых актов Комитета, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;

Кпнпа - количество проектов нормативных правовых актов Комитета, в которых Комитетом выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства в отчетном периоде;

КНоп - количество нормативных правовых актов Комитета, в которых антимонопольным органом выявлены нарушения антимонопольного законодательства в отчетном периоде.

В 2021 году проекты нормативных правовых актов Комитета, в которых Ленинградским УФАС России и Комитетом выявлены нарушения антимонопольного законодательства в указанный период, в Комитете отсутствуют. Значение Дпнпа равно нулю.

Так, достигнутое значение позволяет сделать вывод об эффективной реализации в Комитете мероприятий, направленных на анализ проектов нормативных правовых актов Комитета.

3. Днпа (доля нормативных правовых актов Комитета, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства), рассчитывается по формуле:

  Кнпа

Днпа= КНоп, где:

Днпа - доля нормативных правовых актов Комитета, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;

Кнпа - количество нормативных правовых актов Комитета, в которых Комитетом выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства в отчетном периоде;

КНоп - количество нормативных правовых актов Комитета, в которых антимонопольным органом выявлены нарушения антимонопольного законодательства в отчетном периоде.

В 2021 году нормативных правовых актов, в которых Ленинградским УФАС России и Комитетом установлены нарушения антимонопольного законодательства, не выявлено. Значение Днпа равно нулю.

Таким образом, достигнутое значение позволяет сделать вывод об эффективной реализации в Комитете мероприятий, направленных на анализ нормативных правовых актов Комитета.

Ключевые показатели эффективности функционирования в Комитете антимонопольного комплаенса в целом являются:

а) коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органа исполнительной власти (по сравнению с 2020 годом);

б) доля проектов нормативных правовых актов органа исполнительной власти, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;

в) доля нормативных правовых актов органа исполнительной власти, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с тем, что в деятельности Комитета нарушений антимонопольного    законодательства в 2021 годов не установлено, а риски нарушений антимонопольного законодательства как в проектах нормативных правовых актов, так и в нормативных правовых актах в 2021 году, не выявлены, вышеназванные показатели оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса за 2021 год достигнуты в полном объеме.

Кроме того, установлены ключевые показатели для уполномоченного должностного лица - заместителя председателя Комитета, в ведении которого находятся вопросы бюджетного планирования и финансирования, экономического анализа и оплаты труда, ведомственного финансового контроля.

Ключевыми показателями эффективности функционирования в Комитете антимонопольного комплаенса для уполномоченного должностного лица является:

-доля сотрудников органа исполнительной власти, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.

Информация о проведении ознакомления служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий.

В рамках обучения сотрудников Комитета проведены следующие мероприятия:

- 3 сотрудника Комитета прошли обучение по данному вопросу (участие в онлайн семинарах и вебинарах);

- проводятся обучающие мероприятия для повышения показателей эффективности по антимонопольному комплаенсу с заместителями председателя Комитета, руководителями и сотрудниками структурных подразделений;

- в  целях  подготовки  плана  мероприятий   («дорожной   карты»)  по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства на 2022 год и обеспечения выполнения ключевых показателей эффективности функционирования в Комитете антимонопольного комплаенса проведены очередные обучающие мероприятия с сотрудниками Комитета.

         Таким образом, в соответствии с утвержденными Распоряжением №157/1-О ключевыми показателями эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Комитете уровень функционирования Комплаенса в Комитете относится к 1 группе «Высший уровень» и равен 80 баллам, исходя из следующих показателей эффективности:  

  1. Коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства в отчетном году к предыдущему году в Комитете равен 0 – 0 баллов;
  2. Проведение мероприятий по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом, не менее 1 раза в год – 20 баллов;
  3. Отсутствие обоснованных замечаний к проектам нормативных правовых актов от общего количества нормативных правовых актов Комитета, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства – 20 баллов;
  4. Отсутствие обоснованных замечаний к нормативно правовым актам от общего количества нормативных правовых актов Комитета, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства – 20 баллов;
  5. Выполнение плана мероприятий «дорожной карты» по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в установленные сроки и в полном объеме – 20 баллов.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что риски нарушения антимонопольного законодательства в Комитете не выявлены. Мероприятия антимонопольного комплаенса в Комитете осуществляются эффективно. Работа по  обеспечению эффективного функционирования антимонопольного комплаенса в Комитете  продолжается.

 

Обновлено 05.04.2022