Доклад Председателя комитета по здравоохранению Ленинградской области на совещании с руководителями органов исполнительной власти Ленинградской области 05.06.2017 г.«О реализации в Ленинградской области инновационных проектов в сфере здравоохранения»

«О реализации в Ленинградской области

инновационных проектов в сфере здравоохранения»

 

В настоящее время в Ленинградской области реализуются следующие проекты в отрасли здравоохранения:

 

1. Приоритетные (Губернаторские):

1.1. «Создание территориальной модели оказания медицинской помощи»;

1.2. «Создание онкологического центра в Кузьмолово. 1 этап – формирование концепции»;

1.3. «Реконструкция Ленинградского областного центра медицинской реабилитация в г.Коммунар»;

1.4. «Создание областной детской больницы с поликлиникой в г.Сертолово Всеволожского района. 1-й этап – поликлиника».

2. Народный проект - «Доступная поликлиника».

 

3. В целях повышения уровня организации медицинской помощи населению Ленинградской области в 2015, 2016 годах начаты следующие отраслевые инновационные проекты в сфере здравоохранения:

  1. Проект «Вежливая регистратура»;
  2. Проект по внедрению методики дистанционного диспансерного наблюдения больных с артериальной гипертензией;
  3. Проект по льготному обеспечению лекарственными препаратами жителей Ленинградской области, страдающих болезнями системы кровообращения (прежде  всего, находящихся на дистанционном диспансерном наблюдении и имеющих максимальную приверженность к наблюдению и лечению);
  4. Проект по разработке и внедрению механизма обеспечения населения гарантированным объемом первичной медико-санитарной помощи;
  5. Проект по организации отделений скорой и неотложной помощи краткосрочного пребывания в составе стационаров государственных учреждений здравоохранения;
  6. Проект оказания услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи.

 

В учреждениях здравоохранения Ленинградской области различного уровня действует 161 регистратура (входная группа амбулаторных подразделений).  Социологические опросы показывают, что к общей неудовлетворенности работой всей поликлиники приводит низкая оценка пациентами деятельности регистратуры.

Основной задачей проекта «Вежливая регистратура», который стартовал в  мае 2016 г., стало создание инновационной организационной модели регистратуры, продиктованное необходимостью устранения очередей в регистратуру и кабинеты врачей, а также достижения слаженной работы амбулаторно-поликлинической службы и высокого уровня комфорта при оказании медицинской помощи.

Лидерами в реализации этого проекта можно считать Токсовскую РБ, Всеволожскую КМБ, Гатчинскую КМБ, Тихвинскую МБ. В разной степени эта работа проведена в большинстве учреждений.

 

В настоящее время 35 регистратур приведены к типу «открытой регистратуры»,  практически устранен барьер между сотрудником регистратуры  и посетителем. В 42 регистратурах организован колл-центр с многоканальными телефонами, используются удаленные сервисы записи к специалистам поликлиники. В 46 регистратурах сотрудники имеют отличительную форму с логотипом учреждения. В большинстве регистратур (118) пациента в холле поликлиники встречают компетентные администраторы, готовые помочь разобраться в любом интересующем посетителя вопросе. Если посетитель нуждается в неотложной помощи – администратор проводит пациента в кабинет дежурного врача.

В 32 подразделениях имеется электронная очередь в регистратуру. В 30 имеются информационные терминалы, которые позволяют оперативно записаться на прием в удобное время и, в автоматическом режиме, получить распечатанный талон с указанием времени приема, фамилии врача и номера кабинета.

В 2017 году совершенствование организации работы поликлиник продолжается при более комплексном подходе, и данный проект трансформируется в проект «Бережливая поликлиника», основными направлениями которого являются:

- выравнивание загрузки врачей и среднего медперсонала;

- оптимизация внутренней логистики поликлиник, разделение потоков пациентов, выстраивание потоков анализов и т.д.;

- переход на электронный документооборот, сокращение бумажной документации;

- открытая регистратура и новый облик поликлиники;

- создание инфраструктуры профилактики на принципах единичного потока и времени такта.

 

В 2017 году модернизация регистратур продолжается. Для того, чтобы проект был реализован в полном объеме, необходим ремонт в 103 амбулаторных подразделениях (в большинстве – текущий, в 11- капитальный) и формирование амбулаторно-поликлинического   сегмента Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) в Ленинградской области, что позволит:

  • формировать ЭМК амбулаторного больного;
  • проводить запись на прием к врачу в электронном виде;
  • внедрить сервис «электронный рецепт»;
  • внедрить сервис «электронный больничный лист».

В настоящее время в 41 амбулаторно-поликлиническом структурном подразделении МО ЛО внедрены МИС.  В 2017 году будут внедрены МИС в 58 амбулаторно-поликлинических структурных подразделениях МО ЛО (финансирование предусмотрено). В 2018 году необходимо внедрить МИС в 65 амбулаторно-поликлинических структурных подразделениях МО ЛО (расчетный объем необходимых финансовых средств составляет 30 млн. руб.).

Всего к ЕГИСЗ будут подключены 164 амбулаторно-поликлинических структурных подразделения МО ЛО (в т.ч. все регистратуры).

 

Третий год реализуется проект «Дистанционное диспансерное наблюдение пациентов с использованием персональных устройств». Реализация проекта осуществляется в соответствии с рекомендациями, разработанными Центром профилактической медицины Минздрава России. Начат он был во Всеволожской КМБ. С конца 2016 года этот проект реализуется в Волховской МБ.

Участковые врачи, участвующие в проекте, совместно с районным кардиологом и терапевтом подбирают пациентов для дистанционного измерения артериального давления, обеспечивают и обучают их работе  с устройством (специальный тонометр со встроенной СИМ-картой).

Пациент измеряет артериальное давление два раза в день (утро, вечер). Его показатели АД передаются в центр мониторинга при помощи технологии мобильного интернета. Результаты измерений анализируются с применением специализированного программного обеспечения и направляются лечащему врачу. На основании анализа результатов измерений и осмотра врачом устанавливаются показания для корректировки лечения.

В ходе проекта целевой уровень артериального давления достигнут у 91,3% пациентов, тогда как в обычной клинической практике на фоне лечения удается достичь целевых уровней не более чем у 50% пациентов.

С начала проекта (с 2015г.) на дистанционном диспансерном наблюдении в области находились 995 пациентов, до конца 2017г. планируется охватить около 1500 пациентов. Ограничение охвата связано с тем, что финансирование проекта осуществляется из общих средств ОМС без учета дополнительных затрат медицинских организаций.

В настоящее время отсутствует нормативная база, регулирующая систему телемедицинских консультаций. В настоящее время в Государственную думу Минздравом и Правительством РФ внесен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий и ведения электронных форм документов в сфере здравоохранения». Комитет по здравоохранению и ЗАКС Ленинградской области подготовили и направили в Госдуму положительный отзыв на него.

 

Как продолжение проекта дистанционного диспансерного наблюдения пациентов в Ленинградской области в 2016 году начата реализация проекта льготного лекарственного обеспечения пациентов, страдающих отдельными заболеваниями системы кровообращения (артериальной гипертензии, прежде всего).

В рамках этого проекта в  течение 2016 года жители Всеволожского  муниципального района Ленинградской области, страдающие болезнями системы кровообращения (не имеющие льгот) получали лекарственные препараты за счет средств областного бюджета Ленинградской области при условии частичной оплаты их стоимости в размере десяти процентов за счет средств граждан. С 29 ноября 2016 года в проект были включены жители Волховского муниципального района.

За период с 2016 года в рамках пилотного проекта получили лекарственные препараты 1 089 человек по  4 930 рецептам на сумму 2 147,06 тыс. рублей, в 2017 году (по состоянию на 19.05.2017) – получили лекарственные препараты 1 510 человек по  5 278 рецептам на сумму 3 043,56 тыс. рублей.

В ходе проекта эффект от лечения достигнут у 90,0% пациентов, тогда как в обычной клинической практике на фоне лечения удается достичь целевых уровней не более чем у 20-25% пациентов.

Более широкое тиражирование этого проекта будет целесообразно при совершенствовании диспансерного наблюдения расширении системы дистанционного диспансерного наблюдения, т.к. именно эта категория пациентов наиболее привержена лечению.

 

Для решения вопроса обеспечения доступности медицинской помощи Комитетом по здравоохранению совместно с Минздравом России реализуется пилотный проект, целью которого являются разработка и внедрение механизма обеспечения населения гарантированным объемом первичной медико-санитарной помощи для фельдшерско-акушерского пункта, амбулатории, поликлиники.

         Комитетом по здравоохранению разработана методология обеспечения гарантированного объема медицинской помощи для ФАПа, амбулатории и поликлиники. В каждой межрайонной больницей составлены дорожные карты по обеспечению гарантированного объема медицинской помощи на фельдшерско-акушерских пунктах.

Проектом предусмотрено как создание дополнительной инфраструктуры, прежде всего на селе (строительство объектов здравоохранения), так и организационные изменения в управлении медицинскими организациями и их подразделениями.

В настоящее время уже идет дооснащение ФАПов медицинским оборудованием, инструментарием и транспортом.

         Темпы и успех реализации проекта зависят от стабильного и достаточного финансирования межрайонных больниц (для возможности дополнительного приобретения оборудования и расходных материалов), оснащения их санитарным транспортом и внедрения ЕГИСЗ.

         Необходимо обеспечить все отдаленные амбулаторные структурные подразделения учреждений здравоохранения интернетом, речь идет о 301 точке. В настоящее время работа проводится, в 2017 г. выделенных средств хватит для обеспечения скоростным интернетом 141 точки. Необходимы дополнительные средства на 160 точек (13 млн. руб.).

 

Очень важным проектом является организация службы скорой и неотложной помощи в составе приемных отделений стационаров медицинских организаций. Цель проекта - обеспечить всем обратившимся пациентам, имеющим показания к медицинской помощи, обследование и медицинскую помощь в экстренной и неотложной формах в амбулаторных условиях в приемных отделениях. Отделения работают круглосуточно, туда может обратиться любой человек с остро возникшей проблемой со здоровьем. При наличии показаний пациент комплексно обследуется, ему устанавливается диагноз и прямо в приемном отделении начинается лечение. Такой подход позволяет оперативно оказать медицинскую помощь и исключить необоснованные госпитализации, поскольку необходимый объем обследования и некоторые лечебные процедуры возможно провести в приемном отделении без последующего направления в круглосуточный стационар. Практика показывает, что после обследования и оказания медицинской помощи в таком специально оборудованном отделении, в направлении в круглосуточный стационар нуждается не более 15 - 20 % обратившихся пациентов. Остальные направляются на амбулаторное лечение, но уже с результатами обследования и врачебными назначениями.

Комитет по здравоохранению Ленинградской области утвердил методические рекомендации по организации работы приемных отделений стационаров, в составе которых имеются палаты неотложной помощи краткосрочного пребывания.

В ходе реализации Проекта в крупных стационарах (Тихвинская, Всеволожская, Гатчинская, Киришская больницы) приемные отделения уже модернизированы, они дооснащены диагностическим оборудованием и доукомплектованы кадрами врачей и средних медицинских работников.

В настоящее время палаты неотложной помощи краткосрочного пребывания работают в 22 больницах (61% учреждений муниципального уровня), в том числе в Лужской МБ, Сосновской больнице, Приморской РБ. В 11 из них работа полностью соответствует методическим рекомендациям Комитета. Через палаты неотложной помощи в 2017 году прошло 17 430 пациентов (11,5% всех пациентов, обратившихся в приемные отделения). Из них в круглосуточный стационар этой же больницы госпитализированы 995 чел. (5,7%) и 227 чел. госпитализированы в другие больницы (всего – 7,0%).

Год назад, в начале проекта, при небольшой обращаемости «самотеком» в приемные отделения и отсутствия отлаженной методики работы с такими пациентами – этот показатель достигал 20%.

В настоящее время продолжается работа по организации таких отделений во всех без исключения больницах, имеющих стационар.

В 2017 году планируется в полном соответствии с методическими рекомендациями организовать работу приемных отделений и палат неотложной терапии в 14 межрайонных больницах, в Лодейнопольской, Подпорожской и Ломоносовской больнице для этого необходимо провести ремонты.  В 19 больницах в приемных покоях и отделениях будет организовано оказание медицинской помощи в неотложной форме (обследование и лечение) с возможностью направления на уровень межрайонных больниц (в т.ч. Каменногорск, Новая Ладога и т.п.).

 

В конце 2016 года в Ленинградской области начат пилотный проект по автомобильным перевозкам врачебных и фельдшерских бригад для оказания скорой и неотложной медицинской помощи с привлечением негосударственных организаций («Новая скорая медицинская помощь»).

На период 2016-2018гг. заключены государственные контракты «Оказание услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской эвакуации»:

- с ГБУЗ ЛО «Волосовская межрайонная больница» на сумму 53 975 070 рублей 00 копеек;

- с ГБУЗ ЛО «Гатчинская клиническая межрайонная больница» на сумму 205 105 266 рублей 00 копеек;

- с ГБУЗ ЛО «Ломоносовская межрайонная больница им. И.Н. Юдченко» на сумму 75 565 098 рублей 00 копеек.

В рамках проекта в отделения скорой медицинской помощи этих районов уже поставлены 31 полностью оснащенный медицинским оборудованием автомобиль скорой медицинской помощи (СМП) класса «В» и «С».

-  ГБУЗ ЛО «Волосовская межрайонная больница» 5 автомобилей СМП;

- ГБУЗ ЛО «Гатчинская клиническая межрайонная больница» 19 автомобилей СМП;

- ГБУЗ ЛО «Ломоносовская межрайонная больница им. И.Н. Юдченко» 7 автомобилей СМП.

Автомобили оснащены медицинским оборудованием в соответствии с Порядком  оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2010 года №388н и оборудованы техническими средствами ГЛОНАСС, интегрированной с оперативным отделом диспетчерской службы и отделениями скорой медицинской помощи.

 Замечаний к исполнителю услуг от медицинских организаций не поступало, сбоев в работе нет. В случае поломки автомобиля в установленные сроки предоставляется исправный автомобиль.

Доезд бригад скорой помощи до 20 минут в этих районах вырос на 27,8% (с 62,9 до 80,4% от общего количества вызовов)

                Реализация проекта позволила в 2016 году полностью оснастить медицинские организации Ленинградской области современными автомобилями скорой медицинской помощи со сроками эксплуатации не старше 5 лет, что позволит по результатам года сократить время прибытия бригады медицинских работников по вызову.

         В настоящее время областным бюджетом выделены средства в размере 28 млн. руб. на создание единой дежурной диспетчерской службы Ленинградской области, что позволит качественно повысить оперативность ее работы.

 

         Темпы и масштабы реализации практически всех инновационных проектов по организации медицинской помощи зависят от наличия единой информационной системы здравоохранения.

 

         Существует еще одно направление работы, которое тоже носит характер проекта. Много лет назад распалась система спортивной медицины. Это является ощутимым недостатком, особенно при быстром развитии в Ленинградской  области физкультуры и спорта. Организация врачебного физкультурного диспансера – затратный проект, требующий здания, организации юридического лица.

Совместно с Министерством спорта и Минздравом России, комитетом по физической культуре и спорту в рамках Соглашения об экспериментальной (инновационной) деятельности проводится работа по организации спортивной медицины на территории Ленинградской области. Распоряжением Губернатора Ленинградской области от 20 декабря 2016 г. №941-р образован межведомственный координационный совет федеральной  экспериментальной (инновационной) площадки в области физической культуры и спорта.

В ближайшие 2 года планируется создать систему кабинетов и отделений спортивной медицины для удовлетворения потребности в медицинской наблюдении жителей области, занимающихся спортом, в том числе, членов сборных команд.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОКЛАДА

© 2001-2018 гг. Комитет по здравоохранению Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.