Волонтерское движение

Волонтеры в сфере здравоохранения

Волонтерство — система специфических трудовых отношений, использующая механизм нематериального стимулирования и преследующая социальные, благотворительные и иные общественно полезные цели.

В российском законодательстве отсутствует понятие ”волонтер”. В соответствии со ст.5 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ ”О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” лицо, ее осуществляющее, определяется как ”доброволец”. Согласно Закону, добровольцы — граждане, занимающиеся благотворительной деятельностью, которые безвозмездно трудятся в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Это — форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровне, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (ст.5 № 135-ФЗ).

Волонтерство преследует цели реализации социальных, благотворительных и духовных интересов, а не получения материального поощрения. Однако добровольность труда отнюдь не предполагает хаотичного характера работы. Отношения между добровольцем и организацией регулируются договорными обязательствами, строго определяющими объем работ. Все это позволяет рассматривать волонтерство как особую систему трудовых отношений на добровольной, нематериальной основе.

В настоящее время движение волонтеров приобретает черты массового явления, проникающего в различные сферы деятельности, в том числе связанные с оказанием медицинской помощи населению. Несмотря на неоспоримые позитивные последствия распространения волонтерского движения, углубление его в профессиональную медицинскую среду имеет ряд особенностей при использовании труда волонтеров в медицинских учреждениях.

Категории волонтеров ››

В соответствии с мировым опытом можно выделить две категории волонтеров в сфере охраны здоровья.

Первая – лица с медицинским образованием: врачи и медицинские сестры. Эта группа практически не представлена в России в категории волонтеров с особым, профессиональным статусом. Медицинские работники в нашей стране чаще выступают в роли координаторов добровольческих проектов. Возможности пенсионеров медиков совсем не используются в рамках волонтерских программ. Социальная же польза от такого сотрудничества очевидна: здравоохранение получает квалифицированных добровольных помощников на 2-4 часа в неделю, а пенсионерам участие в программе помогает почувствовать себя социально-адаптированными гражданами. Проведенные исследования доказывают связь участия лиц преклонного возраста в волонтерских программах с улучшением показателей их здоровья (2). “Больше половины опрошенных подтвердили, что чувствуют себя гораздо счастливее, когда занимаются волонтерской работой. Кроме понижения уровня стресса, среди других плюсов волонтерства были названы снижение веса и улучшение здоровья ” (3).

Вторая категория волонтеров в сфере здравоохранения – лица без медицинского образования. Помощь медикам в уходе за больными в стационарах и на дому, общение и поддержка пациентов и их родственников, благоустройство и поддержание чистоты лечебных учреждений – наиболее актуальные вопросы, в решении которых добровольцы, не имеющие медицинского образования, могут оказать существенную помощь современному российскому здравоохранению.

При всей очевидной нуждаемости здравоохранения в добровольных помощниках, их количество в нашей стране явно не соответствует потребностям. Нет общих данных о количестве волонтеров в России в целом и в сфере охраны здоровья в частности, что связано с неразвитостью институтов гражданского общества, незнанием и непониманием населением сути благотворительной деятельности, а также с отсутствием необходимой правовой базы.

В настоящее время невозможно представить себе свободный допуск в медицинскую организацию физического лица, индивидуально осуществляющего добровольческую деятельность, например, по уходу за пациентом, исключая его родственников, хотя и их правовой статус также нуждается в значительной корректировке.

Особенности волонтерского движения не подразумевают обязательного наличия у добровольца медицинского образования, более того – чаще в волонтерское движение вливаются молодые люди, желающие получить опыт работы в медицинском учреждении перед поступлением в высшее учебное заведение, или студенты вузов. В силу недостаточной квалификации круг возможных обязанностей такого волонтера в медицинском учреждении крайне ограничен и в большинстве случаев сводится к чисто техническим функциям. Например, добровольцы провожают пациентов в другие отделения медицинского учреждения, в лаборатории за пределами учреждения, покупают лекарства по рецептам, выполняют простейшие манипуляции с медицинским оборудованием при подготовке к процедурам. Важно также, чтобы навыки и возможности волонтеров не переоценивались, потому что они не могут выполнять обязанности оплачиваемого медицинского персонала, т. е. оказывать профессиональную медицинскую помощь.
Соблюдение перечисленных правил предполагает крайне высокую степень организации волонтерского движения и требует детальной проработки правовой основы деятельности его участников. Следует принимать во внимание, что деятельность медицинских учреждений не подразумевает неорганизованное привлечение волонтеров к исполнению каких-либо обязанностей. Прежде всего, такой подход связан с необходимостью доверять волонтеру сведения, составляющие врачебную тайну, допускать волонтера к работе, тесно связанной с жизнью и здоровьем пациентов. По упомянутым причинам необходимо законодательное закрепление границ правомочий и меры ответственности как отдельно взятого добровольца, так и волонтерской организации, члены которой допущены в медицинское учреждение.

Нормативная база ››

Западноевропейская модель развития и регулирования волонтерского движения предусматривает не только контроль в области соблюдения прав и свобод волонтера, организации использования его труда, но и оценку качества выполняемых волонтером работ и уровня его квалификации. Эту роль исполняют  координаторы – лица, осуществляющие непосредственное текущее управление, координацию деятельности рядовых волонтеров в конкретном медицинском учреждении, а также контроль качества и своевременности исполнения поручений. Во многих странах существует развитая система сертификации координаторов, обучения и определения степени их компетенции. Эти функции возложены на волонтерскую организацию, работающую с медицинским учреждением. Важно, что все правовые вопросы, касающиеся деятельности волонтеров, закреплены в нормативных актах на уровне государства. Такой подход позволяет участникам движения выстраивать свои взаимоотношения в рамках легальности, применяя единые правила и стандарты осуществления деятельности.

Текущее законодательство Российской Федерации не содержит специальных правовых норм, которые бы в полной мере регламентировали вопросы организации волонтерского движения и допуска волонтеров в медицинские учреждения. Вот одни из проблем и вопросов, на которые нет ответов ни в законах, ни в подзаконных нормативно-правовых актах:
1. Каким образом будет соблюдаться санитарно-эпидемиологический режим?
2. Нужна ли медицинская книжка, и при каких формах и видах добровольческой помощи?
3. Какова должна быть процедура допуска к работе с уязвимыми категориями пациентов: детьми, лицами, страдающими психическими заболеваниями?
4. Как обеспечить соблюдение правового режима сохранения врачебной тайны?
5. Какие формы добровольческой деятельности разрешены в сфере здравоохранения?
6. Как регламентировать обязанности добровольцев?
7. Программы обучения добровольцев.
8. Вопросы страхования лиц, осуществляющих добровольческую деятельность при оказании помощи пациентам, в том числе страхование на случай возникновения заболевания, связанного с осуществлением добровольческой помощи, и добровольное медицинское страхование.
9. Правовые основы взаимоотношений добровольца – физического лица с благотворительной организацией и благотворительной организации с медицинской (виды и существенные условия договоров).

В основном нормативная база подобных организаций ограничивается Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”. Среди нормативных актов, регулирующих вопросы создания и функционирования общественных благотворительных организаций, можно выделить Федеральные законы от 11.08.1995 № 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”, от 19.05.1995№ 82-ФЗ “Об общественных объединениях” и от 26.09.1997 № 125-ФЗ“О свободе совести и о религиозных объединениях”. В соответствии со ст. 2Федерального закона “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (далее – Закон о благотворительной деятельности) разрешено осуществление благотворительности в целях “…содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан”. Статья 4 этого Закона наделяет правом на осуществление благотворительности как граждан, так и юридических лиц: “...индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации”.

Все вышеупомянутые нормативные акты диспозитивно предусматривают возможность добровольческого движения, провозглашают свободу выбора сферы добровольной благотворительной деятельности, но не содержат императивных норм, регламентирующих деятельность добровольцев в конкретных сферах общественных отношений, требующих особых условий допуска, в частности в сфере здравоохранения. Однако необходимость подробной регламентации данных правоотношений прямо продиктована гражданским законодательством и специальными нормативными актами в области охраны здоровья, прав и свобод пациентов.

В условиях отсутствия единой правовой базы на государственном уровне данное противоречие может быть разрешено применением системы соглашений и регламентов, разрабатываемых и применяемых самими участниками правоотношений в соответствии с требованиями гражданского, трудового законодательства и специальных нормативных актов в области охраны здоровья. Необходимы дополнения к законопроекту “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, которые бы предусматривали и регламентировали деятельность добровольных организаций в сфере здравоохранения. На уровне подзаконных актов следует определить формы и виды добровольческой деятельности; условия допуска к пациентам на дому и в медицинские организации; критерии отбора кандидатов – добровольцев, особенно для работы с уязвимыми категориями населения; установить гарантии и, возможно, льготы для участников добровольческого движения в медицине, в том числе обязательное страхование на случай возникновения заболевания. Должен быть предусмотрен и соответствующий вид добровольного медицинского страхования.

Организация работы волонтеров в ЛПУ ››

Оптимальным решением следует считать привлечение волонтеров к работе в медицинском учреждении строго организованно, на основании четкой нормативной базы и договоров, разрабатываемых и принимаемых самими участниками правоотношений. Такой подход исключает индивидуальный набор добровольцев и подразумевает только работу с прошедшей государственную регистрацию некоммерческой организацией. Для этих целей между медицинским учреждением и некоммерческой организацией (далее – НКО), осуществляющей волонтерскую деятельность, должен быть заключен договор о сотрудничестве. Такой договор должен в обязательном порядке предусматривать ряд положений, обеспечивающих соблюдение прав и свобод пациентов, медицинского персонала и волонтеров. Помощь, оказываемая членами НКО медицинскому учреждению в рамках такого соглашения, должна носить исключительно добровольный и безвозмездный характер. Соглашением должна быть предусмотрена процедура обязательного первичного обучения добровольцев, допускаемых к работе в медицинском учреждении. При этом НКО принимает на себя всю меру ответственности, в том числе и материальной, за действия своих волонтеров. В целях обеспечения минимально необходимого уровня качества выполняемых добровольцами работ НКО, по согласованию с руководством медицинского учреждения, назначает координатора, имеющего профильное медицинское образование и опыт работы на оплачиваемой должности в медицинском учреждении не менее двух лет, который осуществляет контроль и координацию деятельности волонтеров.

Отдельного внимания заслуживает раздел о неразглашении сведений, составляющих медицинскую, коммерческую или иную тайну. Считаем необходимым закрепление обязательств о неразглашении между медицинским учреждением и НКО. Таким образом, к работе в медицинском учреждении допускаются лица, подписавшие с НКО трудовое соглашение и обязательства о неразглашении сведений, которые могут стать им известными в входе работы.

В целях обеспечения гарантий соблюдения трудовых прав штатного медицинского персонала, в соглашении должны содержаться нормы, запрещающие волонтерам, имеющим профильное медицинское образование, занимать должности или выполнять обязанности штатного медицинского персонала, если такая деятельность может привести к ущемлению трудовых прав последних.

Обязательным элементом правоотношений должно стать соглашение между НКО и волонтером, НКО и координатором. В соглашении с волонтером следует четко очертить круг его правомочий при осуществлении деятельности в медицинском учреждении, определить его обязанности и меру ответственности. Текст соглашения должен содержать обязательства волонтера о неразглашении информации, полученной в рамках осуществления добровольческой деятельности на территории медицинского учреждения. Соглашение с координатором, непосредственно руководящим деятельностью добровольцев и проводящим оценку результатов труда волонтеров, должно включать более широкий круг вопросов. В частности, при составлении соглашения с координатором целесообразно закрепить следующие  его обязанности :

1. Планирование и продвижение при участии персонала ЛПУ программ работы волонтеров на организационном уровне.
2. Составление программы работы волонтеров исходя из потребностей медицинского персонала данного медицинского учреждения.
3. Непосредственное руководство работой волонтеров в медицинском учреждении:
• подбор волонтеров в соответствии с потребностями медицинского учреждения;
• ознакомление волонтеров со стандартами и правилами внутреннего трудового распорядка медицинского учреждения;
• обучение волонтеров с проведением соответствующих тренингов;
• распределение волонтеров по рабочим местам в соответствии с их интересами, навыками, возможностями;
• оценка деятельности волонтеров;
• увольнение волонтеров в соответствии с утвержденными инструкциями;
• поддержка волонтеров, ухаживающих за больными с ограниченными возможностями перемещения на дому;
• разработка критериев и экспертная оценка работы волонтеров.
4. Организация взаимодействия служб:
• работа с персоналом медицинского учреждения и волонтерами по достижению взаимного соответствия внутренних и внешних стандартов;
• включение в общий план организации работы медперсонала;
• сотрудничество с руководством медицинского учреждения в целях улучшения работы волонтерской службы;
• выявление потребности в работе волонтеров, в волонтерских проектах внутри медицинской организации или сообщества.

Третьим и наиболее важным элементом системы соглашений должно быть информированное письменное согласие пациента на привлечение к работе с ним волонтера, а также на раскрытие волонтеру сведений, составляющих медицинскую тайну, в пределах, необходимых для выполнения волонтером своих обязанностей. Подписание согласия устранит противоречие нормам, запрещающим медицинским работникам разглашать любые сведения о состоянии здоровья пациента и методиках лечения лицам, не относящимся к категории медицинского персонала, прямо связанного с лечением пациента.

В обязательном порядке в соглашение включаются нормы, гарантирующие добровольность согласия и отсутствие какого-либо принуждения. Из текста соглашения должно быть понятно, что пациент вправе в любой момент отказаться от работы с волонтером, и такой отказ никак не повлияет на качество и объем предоставляемой ему медицинской помощи.

Применение такой или подобной системы соглашений снимет ряд противоречий и оптимизирует взаимодействие добровольцев, НКО и медицинских учреждений. Однако для всесторонней регламентации этой деятельности в целях охраны прав и законных интересов всех участников данного вида правоотношений необходимо принять соответствующие нормативные акты на федеральном уровне.

И последнее: нормативные регуляторы не должны убивать добровольческое движение. Необходимо соблюсти баланс между нормативным регулированием и добровольностью этой сферы социальной активности общества, так необходимой современному здравоохранению.

Источники информации

1 Благотворительность в России: http://charity.lfond.spb.ru/sisterhood/ (дата обращения: 10.05.2011)
2 Харченко А. Индекс счастья в разгар рецессии: http://www.bbc.co.uk/russian/uk/2009/09/090929_uk_happiness.shtml (дата обращения: 10.05.2011).

Обновлено 12.01.2021